«Математика в школе, университете и индустрии»
Летняя школа для учителей математики, физики, информатики и методистов
26-27 августа 2025
Регистрация открыта до 23:59
21.08.2025
Смешанный формат
О Школе
  • Тематика лекций:
    • Избранные разделы алгебры и геометрии
    • «Школа — МГУ — работа»: избранные разделы математики, физики и информатики, связывающие между собой школьную и университетскую программу
    • «Школа — МГУ — работа»: задачи математики в современной индустрии
    • Популяризация математики
  • Смешанный формат
    Мы рады пригласить очно до 200 участников Школы в Главное здание МГУ 26−27 августа (общежитие не предоставляется). Онлайн-участники получат доступ к курсу лекций школы в течение двух недель с момента её окончания.
  • Место проведения
    Главное здание МГУ, 14 этаж, аудитория 1408 (для очного участия).
    Инструкции по дистанционному участию будут направлены на указанный при регистрации e-mail 10.09 или 11.09.
  • По итогам работы школы выдается сертификат участника (18 часов)
Преподаватели
  • Петр Анатольевич
    Бородин
    Профессор кафедры теории функций и функционального анализа,
    д. ф.-м. н.
  • Андрей Алексеевич
    Корнев
    Профессор кафедры вычислительной математики,
    д. ф.-м. н.
  • Дмитрий Борисович
    Букин
    Ассистент кафедры математического анализа,
    к. ф.-м. н.
  • Александр Георгиевич
    Гаргянц
    Доцент кафедры математического анализа,
    к. ф.-м. н.
  • Федор Юрьевич
    Попеленский
    Доцент кафедры дифференциальной геометрии и приложений,
    к. ф.-м. н.
  • Михаил Юрьевич
    Попеленский
    Доцент лаборатории управления и навигации,
    к. ф.-м. н.
  • Алексей Иванович
    Сгибнев
    Заведующий кафедрой математики Школы-интерната «Интеллектуал»,
    к. ф.-м. н.
  • Светлана Владимировна
    Толкачева
    Топ-менеджер Банка ВТБ,
    к. ю. н.
  • Елена Викторовна
    Хиль
    Преподаватель кафедры математической статистики и случайных процессов,
    к. ф.-м. н.
  • Любовь Александровна
    Кабанова
    М. н. с. кафедры механики композитов
Программа Летней школы
26 августа
10:00 – 10:30
10:00 – 10:30
Регистрация слушателей
10:30 – 10:40
10:30 – 10:40
Открытие Летней школы
10:40 – 11:30
10:40 – 11:30
«Комплексные и гиперкомплексные числа в механике»
М.Ю. Попеленский
11:40 – 12:20
11:40 – 12:20
«Финансовая безопасность в цифровой среде»
С.В. Толкачева
12:30 – 14:00
12:30 – 14:00
«Ключевые конструкции в геометрии»
А.И. Сгибнев
В разных задачах и теоремах геометрии регулярно встречаются одни и те же конструкции. Если освоить некоторый их «джентельменский набор», то изучение геометрии пойдёт легче и быстрее, так как в новых задачах школьники будут узнавать знакомые очертания. На занятии мы обсудим несколько таких конструкций из планиметрии и стереометрии и посмотрим, как они помогают решать задачи.
14:00 – 14:40
14:00 – 14:40
Кофе-брейк
14:40 – 16:00
14:40 – 16:00
«Принцип "спирали" в образовательном процессе на примере многочленов»
Д.Б. Букин
В рамках лекции планируется показать, как можно в течение нескольких лет средней и старшей школы возвращаться к одному и тому же разделу математики, расширяя и углубляя полученные знания при каждом следующем прохождении. В качестве характерных примеров будут показаны задачи различных уровней сложности, которые можно изучать в теме «Многочлены», в том числе с привлечением идей из смежных областей математики на разных этапах освоения этой темы.
16:10 – 17:00
16:10 – 17:00
«Интерактивные экспонаты математической выставки»
Л.А. Кабанова
Программа Летней школы
27 августа
10:00 – 11:00
10:00 – 11:00
«Задачи школьной математики — строго доказываем и правильно вычисляем»
А.А. Корнев
Доступность вычислительной техники и языков программирования высокого уровня с обширным набором готовых библиотечных функций позволяет глубже раскрыть красоту математики как строгой науки, а также показать её исключительную важность для решения прикладных задач. Планируется рассмотреть соответствующие примеры и разобрать специфику применения ЭВМ для получения математически строгих результатов.
11:20 – 12:50
11:20 – 12:50
«Доказательная комбинаторика»
Е.В. Хиль
Для многих школьников комбинаторика фактически является предметом, лежащим вне математического поля. В ней рассматриваются текстовые задачи (что уже само по себе сложно), которые ни в какой момент не переводятся в математические, в отличие от большей части привычных школьникам текстовых задач с отработанными механизмами представления в виде системы уравнений или хотя бы стандартизированной схемы. Вместо этого обучающимся предлагается применить достаточно туманные рассуждения с загадочно умножаемыми (а иногда почему-то складываемыми) количествами способов. При определенном уровне опыта школьники привыкают полуинтуитивно что-то умножать и что-то складывать, но в целом чувствуют себя довольно неуверенно и предпочитают без нужды не связываться с этим предметом, больше похожим на школьную физику, нежели на математику.
На лекции предлагается аккуратный математический подход к решению комбинаторных задач, использующий построение схем вместо (или вместе с) математического задания множества, описанного в текстовом условии. Такой подход близок к привычному для школьников способу решения текстовых задач, при этом он достаточно строг и позволяет школьнику верифицировать своё решение.
12:50 – 13:40
12:50 – 13:40
Кофе-брейк
13:50 – 14:50
13:50 – 14:50
«Алгоритм сравнения логарифмов и цепные дроби»
П.А. Бородин
В одной олимпиадной задаче И. Н. Сергеев предложил алгоритм сравнения пары логарифмов с разными основаниями, который может эффективно применяться при «ручном» счете, а также легко программируется. Впоследствии выяснилось, что этот алгоритм фактически раскладывает рассматриваемые логарифмы в цепные дроби и выдает ответ в точности тогда, когда эти цепные дроби на очередном «этаже» начинают различаться.
15:00 – 16:20
15:00 – 16:20
«Графы на поверхностях»
Ф.Ю. Попеленский
Хорошо известно, что граф «домики и колодцы» нельзя нарисовать на
плоскости без самопересечений. Однако на торе этот граф можно нарисовать без самопересечений. Также есть хорошо всем известное выражение B-P+Г, которое для любого выпуклого многогранника принимает значение 2 (теорема Эйлера).
Мы поговорим о связи этих двух сюжетов, а также обсудим коллекцию задач по этой теме.
16:20 – 17:10
16:20 – 17:10
«Пятый постулат разделяет признак и свойство: как и когда говорить об аксиомах»
А.Г. Гаргянц
Вопросы, связанные с аксиоматическим подходом в геометрии, традиционно вызывают ожесточённые методические споры в среде профессионалов школьного образования. И не только: определивший образ геометрии на века труд Евклида, драма опередившего время открытия Н. Лобачевского, имеющие огромное значение для современной науки подходы Ф. Клейна, Г. Грассмана, Дж. Пеано — все так или иначе связаны с вопросами построения геометрии. Мы обсудим, когда можно всерьёз говорить со школьниками о геометрических аксиомах в зависимости от уровня группы, а также рассмотрим несколько характерных примеров, в которых система аксиом проявляет себя ярко.
17:10 – 17:30
17:10 – 17:30
Закрытие Летней школы
Регистрация участников закрыта
Онлайн-участники получат доступ к курсу лекций школы 10-11 сентября.